Мастер идиллии

Владислав Аменицкий
03/10/2018 13:00

 

Мы все помним фильм «Дживс и Вустер» - наверное это один из самых лучших сериалов, прекрасно отображающих двадцатые годы, смесь богемности и шика. Герои Вудхауза не стареют – они всегда молоды, нелепы и обаятельны через край. 

 

Вудхауз, как и Клайв Льюис, и Честертон, – по-русски достаточно давно открыты Натальей Трауберг и большей частью говорят с ее интонациями, ее голосом, непринужденно и с примесью особого, «райского» лепета. Но эта вот пресловутая «райскость» у Вудхауза – дело рук не только переводчицы, но и самого автора. Все его романы похожи друг на друга как две капли воды: во всех речь идет о добродушных дядюшках, идиотах-племянниках и двух типах английских леди: стервозных красотках и барышнях-милашках. Наталья Трауберг пишет о своем любимом авторе с нежностью: «Вудхауз далеко не сразу стал чем-то вроде классика или живой игрушки. В 1902 г. он оставил службу (был он клерком) и стал вести довольно распространенную жизнь молодого литератора, пристраивающего в журналы всё, вплоть до подписей к рисункам. Жил он бедно, но только в этом и проявлялась его богемность – он до сих пор удивляет ученых детской чистотой... Успех пришел немного позже, в 1915 году, когда вышел его роман «Что-нибудь этакое». К следующей книге отнеслись уже совсем иначе, хотя сама она – где-то посредине между упомянутым шедевром и ранними романами. Когда издатель читал ее, Вудхауз сидел в комнате и ждал, когда же тот засмеется. Тем, кто много о нем знает, ясно, что вызывалось это не тщеславием, а скромностью».

 

Так как Вудхауза занимает неподвижная идея «врашшения в вышшем обшшестве» (как писал когда-то Скотт Фицджеральд, просто испепеляемый этим желанием), все лорды и леди с утра до вечера ведут самый что ни на есть праздный образ жизни – они объезжают автомобили, играют в крикет, катаются в Америку и просаживают деньги на скачках. Эти их нехитрые занятия плавно перетекают в крепкий и здоровый сон, а утром – все по новой. И так – из романа в роман.

 

Конечно же, в романе «Неудобные деньги» ничего нового не происходит – все развивается по старой схеме. Несколько умственно отсталый герой (при этом, безусловно, ангелический) случайно получает огромное наследство после смерти самодура-миллионера, обделившего этим самым наследством своих несчастных племянников. Так как в романах Вудхауза интрига всегда строится вокруг женитьбы (или бегства от неудачной невесты), то едва ли мы удивимся, когда выясним, что обделенная племянница покойного миллионера по имени Элизабет очаровательна, бодра, весела, а в придачу ко всему еще и разводит пчел. Идиллия. Умственно отсталый лорд-герой влюбляется в нее с первой секунды и жаждет отдать ей половину денег. Но у него есть невеста – подлая и корыстная Клара┘

 

Переводчица комментирует все это так: «Проще всего сказать, что герои благородны и трогательны, как в детской книге. Эгоистичная Клара, тем более – ее второй жених, вызывают не «отрицательные эмоции» от пренебрежения до злобы, а явственную жалость. Что их ждет в конце концов? Героев же, блистающих бескорыстием, ждет истинный рай, как в классической сказке, и не только: ты бескорыстный, добрый, кроткий, значит, тебе будет хорошо. Они действительно «наследуют землю», да еще текущую медом. По-видимому, мастер идиллии, Вудхауз, превзошел здесь самого себя...»

 

«Мастер идиллии» - великолепное прозвище для писателя, оставившего нам в наследство целый мир, где действуют не пастухи и пастушки, а английские леди и джентльмены. И мы бережно храним это наследство, потому что сказка тоже нужна миру.

 

 

0 view 1049
Оставить комментарии
X
отменить
оставить отзыв
Оцените статью: