Кража как образ жизни

Федор Моисеенко
27/05/2017 13:13

Кража как образ жизни

Крадите все, что вступает в резонанс с вашим воображением или подпитывает его. Жадно поглощайте все впечатления и явления: старые и новые фильмы, музыку, книги, картины, фотографии, стихи, сны, случайные разговоры, архитектуру, мосты, уличные указатели, деревья, облака, потоки воды, свет и тени. И крадите лишь то, что находит живой отклик в вашей душе. Если делать так, ваша работа – ваша кража – будет оригинальной.

Джим Джармуш, кинорежиссер

 

 

 

Может ли воровство считаться чем-то достойным подражания, делом насущным и даже в своем роде замечательным? Чем отличаются творческие воры от обыкновенных? И что вообще такое «кража» с точки зрения литератора?

 

       Остин Клеон, молодой писатель и художник, автор курсов творческого мастерства, в своем бестселлере «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения» подробно отвечает на все эти вопросы и дает советы, как лучше красть. Оказывается, творчество незримыми нитями связано с самой идеей воровства. Как он замечает, «…если люди называют что-то «оригинальным», то в девяти случаях из десяти они просто не вычислили источник заимствования… Всякий хороший художник знает: ничто не появляется из пустоты. Все результаты творчества опираются на созданное раньше. Нет ничего абсолютно оригинального». По сути, здесь в очень упрощенной форме дается ответ на то, что такое культура. Действительно, можно сказать, что культура – это школа и преемственность. Когда мы над чем-то мы работаем, мы всегда опираемся на достижения многих других: писателей, мыслителей и поэтов, которые стоят за нами.

 

С точки зрения Клеона, секрет хорошего писательского замысла в том, что незачем стремиться к «абсолютной оригинальности». Ты прекращаешь попытки «создавать из ничего» и воздаешь должное тому, что было создано до тебя. Уильям Ральф Инг, писатель, как-то заметил, что «оригинальность» – это нераскрытый плагиат. Остроумно, но и не только. Дело в том, что, в каком-то важном смысле, это еще и правда. Поэтому Клеон вводит термин «коллекционирование» (не в том смысле, конечно, как в книге Джона Фаулза, где маньяк «коллекционирует» своих жертв). Нет, это коллекционирование безобидное и приносящее скорее пользу, чем вред. «Художники собирают разборчиво. Лишь то, что по-настоящему любят», утверждает автор.

 

Задача заключается в том, чтобы коллекционировать хорошие идеи. И делать это постоянно и с удовольствием. Автор рекомендует завести особую папку для таких идей, не только в компьютере: нет, это должна быть добротная «настоящая» папка для всего того, что вдохновляет вас. Да, не стоит забывать и об отдельном блокноте для записей.

 

Еще один совет: «пережевать как следует» жизнь и творчество одного из самых любимых своих творцов-собратьев, узнать о них все, «пропитаться» их жизнью. Это поможет молодым писателям не чувствовать себя одинокими и потерянными, потому что таким образом выстраивается неплохая творческая преемственность.

 

Кроме того, «хороший вор», который «учится», «крадет у многих», воздавая им должное, и «трансформирует» прочитанное, увиденное и услышанное, должен взять на вооружение еще один совет: гуглить абсолютно все. Если сам ищешь ответ на интересующий тебя вопрос, то узнаешь по дороге гораздо больше. Любопытство в творчестве приветствуется. «Гуглите свои мечты, гуглите свои проблемы. Не спрашивайте других, пока не прогуглите. В результате вы или сами найдете ответ, или лучше сформулируете свой вопрос».

 

Следующий совет очень похож на аналогичный совет Рэя Брэдбери, который рекомендовал начинающим авторам «поселиться в библиотеке». Впрочем, тут, кажется, действительно все писатели сходятся во мнениях: «Постоянно читайте. Ходите в библиотеку. Человек в окружении книг всегда чувствует какое-то волшебство. Затеряйтесь среди стеллажей. Изучайте библиографию. И помните: не вы начинаете знакомство с книгой – это книга ведет вас. Собирайте книги, даже если не планируете прочесть их сразу. Как сказал режиссер Джон Уотерс, «нет ничего важнее непрочитанной библиотеки».

 

Постоянное чтение поможет вам «копировать» многих, не прибегая к плагиату. «…Копируя одного автора, вы занимаетесь плагиатом, копируя многих – проводите исследование».

 

Одним словом, как сказал Фрэнсис Коппола: «Мы хотим, чтобы вначале вы брали. Мы хотим, чтобы вначале вы крали, крали у нас, потому что украсть не сможете. Вы возьмете то, что мы вам дадим, и предъявите миру как свой собственный голос, и так обретете его. Таким будет ваше начало. Потом, когда-нибудь, кто-то украдет и у вас».

0 view 842
Оставить комментарии
X
отменить
оставить отзыв
Оцените статью: