Алексей Николаевич Вульф — мемуарист, автор «Дневника», близкий друг А. С. Пушкина, после встречи в Пушкиным 16 сентября 1827 года записал в своем дневнике : «Показал он мне только что написанные первые две главы романа в прозе, где главное лицо представляет его прадед Ганнибал, сын абиссинского эмира, похищенный турками, а из Константинополя русским посланником присланный в подарок Петру I, который его сам воспитывал и очень любил. Главная завязка этого романа будет, — как Пушкин говорит, — неверность жены сего арапа, которая родила ему белого ребенка и за то была посажена в монастырь. Вот историческая основа этого сочинения».
Ценность этого романа состоит в том, что он является вторым прозаическим произведением в истории литературного творчества А. С. Пушкина, который начал писать «Арапа…» 31 июля 1827 года. Более того, можно считать его по-настоящему удавшимся опытом написания прозы. Но набросок так и не перерос в самодостаточное и законченное литературное сочинение. В августе и сентябре 1836 года были зафиксированы последние даты авторской работы над текстом «Арапа…». Роман не был закончен, а при жизни поэта были напечатаны лишь два избранных отрывка в качестве «глав из исторического романа», которые были объединены под одним названием «Арап Петра Великого», поскольку сам Пушкин так и не дал названия своему историческому исследованию.
Образ Ибрагима в романе, как неоднократно отмечалось как современниками так и пушкинистами, имеет печать «литературного автобиографизма». В процессе продолжения работы над романом автору открываются новые аспекты жизненной и духовной проблематики заглавного героя текста.
Ибрагим – человек, наделённый исключительными личными качествами, с незаурядной судьбой. Царь Пётр — его крёстный отец, поэтому герой романа является непоколебимым сподвижником реформационных намерений правителя России, что настраивает против «арапа» представителей консервативной боярской среды, недовольной активной деятельностью царя-реформатора. Он — преданный «птенец гнезда Петрова», искренне демонстрирующий свои лучшие качества, неспособный на предательство и отступничество. В то же время он как бы нарочито лишён инициативы, воли к самостоятельному принятию решений: Пётр решает за Ганнибала даже вопросы, связанные с личной жизнью, что нисколько не смущает «арапа». Несмотря на то, что петербургские реалии петровского времени представлены читателю через призму восприятия Ибрагимом Ганнибалом и его столичным закадычным приятелем Корсаковым, автор оставляет за собой право сделать обобщение. В этом отношении любопытно мнение исследователя творчества Пушкина Н. Н. Петруниной, которая отмечает, что «герои в повествовании получают отдельные грани авторского восприятия, им не приходится познавать время и место действия в процессе постепенного движения от внешних проявлений духа эпохи к её глубинным внутренним процессам».