19 июля 2023 года ценители и любители творчества поэта Владимира Маяковского отмечают 130-летие поэта.
Красивая круглая дата навела на мысль написать сочинение-эссе в духе школьных заданий. «Поэма о Ленине» и «Стихи о советском паспорте», которые изучались по программе средней школы, не вдохновляли на пристальное изучение произведений поэта.
Скудные отполированные биографические данные о «трибуне революции» из школьного учебника не побуждали разглядеть в Маяковском личность, большую и уникальную. Ну что там: родился в Грузии (Багдади), поэт-трибун и глашатай революции, футурист; кончил жизнь тем, что застрелился.
А где стихи про любовь? Девчонку семнадцати лет интересовала только любовная лирика, которая не была предусмотрена школьной программой.
Как там у Пушкина: «шли годы...».
Уже учась на филологическом факультате педагогического института, снова «столкнулась лоб в лоб» с произведениями Маяковского. И перехватило дыхание. Стихи и поэмы были прочитаны по-новому. Минорные и пламенные стихи о самом сильном и необыкновенном чувстве каждого человека взорвали мозг: как так можно было писать? Критики отмечают, что Маяковский писал о любви так чувственно, как никто другой. Писал, как и воспламенялся влюбленностью.
Вот об этом и хочется немного поговорить сегодня. «Маяковский и его музы» – тема сегодняшнего моего сочинения как дань уважения гению.
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!»
На небосклоне молодого, красивого, свободного девятнадцатилетнего Владимира зажглась первая звезда. Он знакомится с актрисой Софьей Шамардиной, вспыхивают обоюдные чувства, которые не могли не выплеснуться в написание стихов или поэмы. Так появилось знаменитое «Облако в штанах» (1914-1915гг):
В раздетом бесстыдстве,
в боящейся дрожи ли,
но дай твоих губ неисцветшую прелесть:
я с сердцем ни разу до мая не дожили,
а в прожитой жизни
лишь сотый апрель есть.
«...дай твоих губ неисцветшую прелесть...» – в одной строчке обнаженное выражение трепетного восхищения юной обладательницей прекрасных уст: они и сочные, и манящие, и притягательные, и сладкие.
«Я не помню ни дат, ни последовательности наших встреч. Ведь не думаешь в 18-19 лет, что когда-то будешь вспоминать то, что было», – вспоминала Софья.
Сильная была любовь – закончилась быстро и драматически. Опять сердце служителя поэтических муз свободно.
Маяковский знакомится с поэтами-футуристами и гастролирует с ними по всей стране, исполняя на сценах городов свои футуристические манифесты.
Одесса, поэтический вечер на сцене Русского театра и знакомство с Марией Денисовой, девушкой «совершенно необыкновенной: высокой, стройной, с замечательными сияющими глазами, словом, настоящая красавица». У каждого творческого человека своя «Джиоконда», как называл Марию молодой рифмотворец. Снова любовь, ревность, расставания, юношеское упорство в достижении цели (женщины) и новые стихи, которые поражают своими образами, рифмами, метафорами и сравнениями:
Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтобы были одни сплошные губы!
1915 год. Судьбоносная встреча:
«Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками», – писал поэт.
Встреча произошла в доме семейной пары, где Маяковский читал «Облако в штанах». Резюме хозяина дома:
«Вся поэзия казалась никчемной — писали не те, и не так, и не про то, а тут вдруг и тот, и так, и про то».
Можно как угодно относиться к отношениям па-де-труа между отдельно взятой семьей и свободным молодым человеком, даже осуждать и не понимать. Но многочисленные последующие музы в жизни поэта так и не смогли полностью заменить его Лиличку.
«Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая».
В 1922 году из под пера поэта выходит поэма «Люблю». Восьмая глава «Ты» рассматривается критиками как самостоятельное произведение, посвященное Л.Брик – музе всей недолгой жизни поэта: энергичной и проницательной, восхитительной и единственной.
Пришла –
деловито,
за рыком,
за ростом,
взглянув,
разглядела просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть –
как девочка мячиком.
Сходились и расходились влюбленные неоднократно. Менялись «звезды» в любовной круговерти Маяковского, которым поэт давал забавные прозвища: Милая Элли, Товарищ-девушка, Невесточка. Его единственная дочь писала в книге «Маяковский на Манхетэнне», 1993г., что « он был однолюб, но недолго...».
Мемуаристы поэта настаивают на том, что их было тринадцать. Прекрасные спутницы гения. Были, конечно, были.
Татьяна Яковлева – это она регулярно получала после смерти поэта цветы, Елизавета Зильберт, Наталья Брюханенко, Вероника Полонская... Но Лиличка была возведена на невероятную высоту любви и обожания – магическая связь.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Так и жили периодически втроем, с табличкой на дверях «БРИКи и Маяковский», даже после того, как у поэта появилась собственная маленькая квартирка.
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
Он ушел первый. В своей предсмертной записке написал:
«Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо».
Осталось прекрасно-возвышенное «Лиличка», 1916 г.
Кроме любви твоей, мне нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила, он любимую на деньги б и славу выменял,
а мне ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
Послушайте... Ведь так никто не пишет и не напишет: страстные, необузданные, неповторимые стихи о любви «железного» поэта Владимира Маяковского.