Самый современный драматург. Островский Александр

Камилла Мандзюк
13/04/2023 17:49

Современное понимание русского театра неразрывно связано с этим именем – Александр Николаевич Островский (1823 - 1886 гг). Созданный им богатейший драматический репертуар востребован и поныне. По словам самого драматурга, за сорок один год написания пьес ни один час и ни один день не были в его жизни вне искусства и творчества.

***
Классик русской литературы прекрасно владел несколькими иностранными языками – греческим, немецким, французским, английским, испанским и итальянским. Он стоял у истоков журнала «Современник», организовал Артистический кружок, был бессменным членом Общества русских драматических писателей, а с 1885 года стал заведующим репертуарной частью московских театров и директором театрального училища. Деятельный и талантливый драматург Александр Островский. И современный – что такое 200 лет для истории?

*** 
Благочестивый уголок Москвы, который называется Замоскворечье – тихое и уютное место. Неторопливо и чинно протекает жизнь мирных жителей, с пирогами да самоварами, густым чаем с прихлебыванием из блюдца. Благовест множества церквей, душистые кусты сирени. Здесь 12 апреля 1823 года и появился на свет будущий драматург. Отец писателя сначала служил чиновником в суде, затем получил петлицы с одним просветом без звезд и эмблемой служебного ведомства – стал титулярным советником. Значительное повышение жалования главы семейства позволило семье переехать в собственный дом, куда постоянно приходили купцы для решения своих жизненных вопросов. Мальчиком будущий драматург впитывал своеобразный язык купеческой прослойки города. Даже записывал многие особенно хлесткие и меткие выражения. Что-то он прозревал о своем будущем... 

***
Александру семнадцать лет, и он – студент юридического факультета Московского университета. Через три года его отчисляют, потому как большую часть времени его видели не в аудиториях, а на спектаклях, где гремели Мочалов, Щепкин, Львова-Синецкая. Отец хотел бы видеть сына в должности юриста, однако, не случилось. Чтобы Александр был чем-то занят, устроил молодого человека в канцелярию Совестного суда. Какая замечательная и полезная должность оказалась для Островского: тетрадь для записей быстро заполнялась описанием внешности и поведением ответчиков и истцов. Всё в копилочку для будущих пьес: Александр твердо верил, что станет писателем.

***
И это случилось 14 февраля 1847 года. В доме профессора Шевырева была прочитана первая пьеса двадцатитрехлетнего Островского «Семейная картина». Скромный юноша услышал самые желанные для него слова: «Поздравляю вас драматическим писателем», – так вычурно говорили в конце девятнадцатого века. Благословенное начало писательской деятельности Александра Островского вылилось в написание сорока семи пьес для театра, которые не сходят с мировых подмостков до сих пор. Нестандартные сюжеты, психологические драмы, терзания героев, конфликтный внутренний мир персонажей, анекдотичные ситуации – всё это свежо, ново и удивительно актуально. Постановки пьес «Гроза», «Бесприданница», «Лес» продолжают лидировать в репертуаре театров разных стран. 

***
 Режиссер Шекспировского театра в Америке Майкл Кан писал о подготовке к «русским сезонам»: «<...>Я думаю, что и американцам будет очень интересно увидеть спектакли по пьесам Островского, где описан московский быт 19 века; ведь и американцы когда-то считали, что пьесы Теннесси Уильямса иностранцам понять очень трудно».

***
Московский Малый театр, на подмостках которого были показаны все пьесы Островского, требовал коренных перемен.

Московский Малый театр конца XIX века

На смену выдающимся актерам почтенного возраста нужны были молодые кадры. Необходимость хорошей актерской школы была очевидна для сохранения и развития традиций театра, оттачивания мастерства, передачи опыта старшего поколения через возможность работать на одной сцене с корифеями театра. Благодаря методике Островского современные режиссеры продолжают использовать в работе многократные читки пьес, ввод дублеров на главные роли, закрытые премьеры. 

***
Должность директора театрального училища Островскому предложили, когда ему было за уже шестьдесят. Ведь кто, как не он в то время так подробно и основательно знал всю подноготную драматургии, мог защитить и поддержать театр.  На это предложение писатель с горечью ответил пословицей, которые отскакивали у него от зубов по любому поводу: «дали белке воз орехов, когда зубов не стало».

***
14 июня 1886 года смерть от грудной жабы неожиданно настигла писателя, когда он работал за столом. Светоч угас. Эстафету театрального детища подхватили Константин Станиславский и Михаил Булгаков.

***
И еще из Островского:

Нас куда-то ведут, мы куда-то идем, но и те, кто ведут - не знают куда.

... Он знал.

0 view 167
Оставить комментарии
X
отменить
оставить отзыв
Оцените статью: