К творчеству Н.С. Лескова, как это было у современников писателя, так и у читателя нашего времени, отношение далеко не однозначное. Но оспаривать своеобразность и уникальность, в некотором роде, этого удивительного мастера слова и генератора жанрового сюжета вряд ли кто станет.
Повесть «Полунощники» — это то произведение, которое захватывает внимание. Построено по схеме «рассказ в рассказе». Автор лишь подслушал ночной разговор в учреждении, которое «не отель и не гостиница» с названием «Ажидация». Уже интересно, не так ли?
Рассказчицу автор так и не видел. Но в её изложении развернулась картина жизни тех, кто, в общем, и стал героями повести, к кому писатель привлекает внимание читателя. И в итоге, центральным персонажем становится Клавдинька, чей образ мыслей и стремление к самосовершенствованию вызывает неодобрение и даже осуждение «полунощной» рассказчицы.
Как относится к этому автор?
«...А поездка эта все-таки принесла мне пользу: мне стало веселее. Я как будто побогател впечатлениями, - и теперь, когда мне случается возвращаться ночью по купеческим улицам и видеть теплящиеся в их домах разноцветные лампады, я уже не воображаю себе там одних бесстыжих притворщиц или робких и безнадежных плакс "темного царства", а мне сдается, будто там уже дышит бодрый дух Клавдиньки, дающий ресурс к жизни во всяком положении, в котором высшей воле угодно усовершать в борьбе со тьмою все рожденное от света.»