О фольклоре и нечисти

Владислав Аменицкий
16/02/2017 20:04

Самый лучший в мире бренд – от Лукавого

 

Суеверия и байки пользуются в современном мире невероятным спросом

 

Отто фон Бисмарк как-то обмолвился: «Свобода – это роскошь, которую не каждый может себе позволить». Нельзя сказать, чтобы он сильно ошибался: пожалуй, стоит только добавить, что эту роскошь большинство людей вообще не хочет себе позволять. К чему? Да и накладно: еще неизвестно, что там, в этой свободе, с тобой будет. Вот мир всяческих ограничений, табу и вето – куда привлекательнее, здесь хоть думать не надо.

 

Конечно, волей неволей приходится залезать на территорию всякой нечисти и суеверий, которые тоже обитают в мире несвободы… Ну, да русскому человеку это - раз чихнуть.  

 

У нашего народа с нечистой, неведомой и прочей сомнительной силой всегда были крайне задушевные отношения. Такую умиленную любовь, которой одаряет русский человек всех этих домовых, банников, ржаных задерих и кикимор, можно встретить  еще разве что в былинах и песнях, посвященных разбойникам...  А как любит он гадания и предсказания! Еще любит он, чтобы его как следует напугали. Это очень важно. Иначе неинтересно. 

 

 «И был он похож на собаку, а  глаза – добрые…»

 

Все это подтверждается, не как-нибудь, а документально. Нечего далеко ходить, возьмем замечательную книгу десятилетней давности – «Мифологические рассказы архангельской области».

 

«Домовые у нас на Севере зовутся  не как-нибудь, а ласково: «ботамушко», «медовейко», «сусетка» и все в таком  же духе. А к водяному, который, на манер наяд, обитает в ручье, обращаются уважительно: «чертушко» и рассказывают: «Был однажды  мальчик, такой же непослушный, он все  время бродился в ручье и пугал  рыбу. Его чертушко взял и утащил в речку, рассердился на него сильно…»

 

  Что ж тут поделаешь: не любит чертушко всяких там глупых мальчиков, тоже ведь понять можно. Понять – и  уважить.

 

Вот и к баеннику-сатане, который в щели истошным голосом воет, обращаются не просто уважительно, а и молитвенно: «Божий сын, нехристь-сатана, не пугай  меня». Что же тут такого? Тоже ведь – от Бога произошел, не хуже иных прочих.

 

Вот и с домовым, оказывается, издавна  выстроены свои теплые отношения, в  которых, правда,  все перевернуто  кверху ногами, но это ничего, так  и надо: «Когда умерла бабушка-то моя, дедушка очень переживал. И в  течение года к нему два раза приходил домовой. Дедушка все время говорил, что после того, как домовой  опять его подушит, ему становится легче. Он говорил, что домовой… садился  ему на грудь, что нельзя было даже пошевельнуться и крикнуть,  и  начинал душить. А дедушка в  это время читал молитву. Когда  же дедушка совсем ослабевал, то домовой  сам уходил. И был он весь мохнатый…  И был он похож на собаку, а  глаза – добрые».

 

Поди разбери, что к чему в этом зазеркальном мире у русского народа: вроде ведь и душит чуть не до смерти, а глаза-то добрые!       

 

Можно подумать, что все эти сочные истории – дела давно минувших дней, вроде  известного сочинения С. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила». Что вот, фольклористы выкопали быльем поросшую душу русского Севера и  показали нам: смотрите, мол, каковы наши истоки.

 

Однако вся прелесть книги заключена в том, что записи сделаны не во времена  царя Гороха, а в наше достославное время. Все эти истории собраны «кладоискателями» в 90-ые годы и совсем уже недавно, в 2007…   

 

«Пошла женщина с ребенком в больницу. Врач тогда сказал: «У вас это  не ребенок, а полено. Вы отсеките ему  голову-то топором и увидите»…

 

 

Как подхлестнешь, так и покатится…

 

В нашем повседневном, городском мире идея такого уютного, раз навсегда размеченного крестьянского кошмара весьма прижилась. А мы еще наивно полагали, что проклятия и всякие прочие страхи встречаются только в деревне…

 

Вот совершенно современная книга-бестселлер В. Бычковой, выпущенная издательством АСТ в 2016 г. «Тайна имени, или как назвать ребенка», где со всей серьезностью разъясняется, что будет с тем, кто родился зимой и что ждет того, кто рожден летом. Читаем: «Мужчины, родившиеся зимой, отличаются крутым нравом, не любят подчиняться, непредсказуемы в своих действиях, а порой и жестоки, что не является их сутью и приносит страдания им самим. В нетрезвом виде неуправляемы, задиристы. Не выносят повышенных тонов, не терпят возражений. С людьми, которые им не нравятся, могут вести себя вызывающе, провоцировать на конфликт, безжалостно насмехаться над ними...»… «Родившиеся весной физически уязвимы, эгоистичны, нерешительны, брезгливы. Легкоранимы и обидчивы…  «Весенние» натуры проявляют гибкость в различных ситуациях, обладают незаурядной выдержкой, но мало кто из них имеет бойцовские качества… Их девизом является пословица: «Береженого Бог бережет». Девушки трудно выходят замуж; им мешают неуверенность, страх перемен...»

 

Давайте не будем читать дальше про лето и осень, потому что делается страшно – вдруг там тоже наобещано ужасов?

 

 Книга дарит нам ощущение странного проклятия, из которого не выбраться.

 

Она очень напомнила нам другой бестселлер – некоторого срока давности. Это книга Л. Цимбаловой – тоже про имена. Называется она просто: «Тайна имени» - и более ничего.  

 

 Автор с самого начала  пугает простодушного читателя, приводя совершенно фантастическую «страшную» цитату из Евангелия «По имени житие, а не имя по житию» - типа какое у тебя имя, такая, значит, и жизня.

 

 Конечно, ни в каком из Евангелий ничего похожего нет, это крайне невежественная цитата из философа Павла Флоренского; «По имени и житие» – стереотипная формула житий; по имени – житие, а не имя по житию», – пишет философ, размышляя о народном творчестве – житиях святых.

 

 Самое смешное, что с легкой руки автора книги эта фраза начала гулять по интернету, в качестве цитаты из какой-то непонятной Библии. «По имени житие, а не имя по житию», – так написано в Евангелии, – с апломбом утверждает некий женский журнал (и не он один). – Считается, что с именем родители вручают ребенку ключ к Судьбе…»

 

 Но вернемся к суевериям Л. Цимбаловой, корни которых так глубоки, что и не вытащить.    

 

Несчастные человеческие существа намертво определяются своими именами.

 

 Давайте посмотрим, куда нас приводят мечты, т. е. в какую малопривлекательную ловушку попадают несчастные родители, рискнувшие назвать дочку, например вот так:  «Тамара интересуется медициной и дошкольным воспитанием. Тамара нуждается в любви и нежности, не выносит одиночества. Она мягка, податлива, согласна на многое ради любимого человека… Тамара сильно поддается влиянию мужа и приспосабливает свой образ жизни к нему…» (Очевидно, автор напрочь забыла про знаменитую кровожадную царицу Тамару, которая едва ли была податлива, мягка и стремилась стать учительницей младших классов…)

 

«Надежда в работе добросовестна, активна, надежна, но значительной карьеры не делает. Она очень эмоциональна, постоянно готова к слезам и в то же время скрытна, агрессивна. Очень горда и внутренне независима, всегда и всем пытается доказать, что у нее все в порядке и она счастлива. Однако счастлива она бывает редко, хотя с возрастом и обретает некоторую жизненную стабильность. Часто она рано выходит замуж и скоро разводится, оставшись одна с ребенком и навсегда вычеркнув его отца из их жизни. Если в браке все в порядке, жизнь все равно найдет, какой шишкой «наградить» Надежду, имя это страдательное. Надежде необходимо простое семейное счастье... Она трудолюбива, с удовольствием возится на даче, возделывает грядки…» (Вот ужас-то, что за жизнь, не приведи Господи! Придется вспомнить знаменитую и блестящую писательницу Надежду Тэффи, обладавшую, кстати, чудесным характером, чтобы хоть немного утешиться… ).

 

 «За несколько мужеподобной внешностью Клавдии кроется чувствительное любящее сердце. Ее душевная доброта, привязчивость часто приносят ей разочарование в людях, но она терпелива, склонна к сопереживанию и жертвенности. Стойко переносит житейские неудачи, не нагружает никого своими проблемами. Она несколько простовата, недипломатична, может быть резкой, но быстро прощает все обиды. Честолюбивые мечты Клавдию не увлекают, она выбирает себе профессию, позволяющую ей прочно стоять на ногах и быть материально независимой — работает поваром, закройщицей…» (После этакой аттестации едва ли кто захочет называть дочь этим именем… Прямо тоскливо на душе делается. Хотя, едва только придет на память стройная и успешная Клаудия Шиффер, сразу легче на душе!)

 

 

Самое скверное, что от всего этого кармического кошмара потом никак не отделаешься: ведь как подхлестнешь, так и покатится. Жутко.   

 

    Post scriptum

 

Современный мир тотема и табу прекрасен и ужасен. Хотя большей частью – все-таки второе, потому  что из него не предусмотрено никакого выхода. Но, что поделаешь, суеверия –  это такой модный и востребованный брэнд… Есть штучки от Прада, (которое носит дьявол), есть от Гуччи,  а есть штучки – от Лукавого. Они и дешевле будут, и расходятся лучше.

Так что огромное количество печатной продукции как раз и работает сейчас на коллективного и бессознательного заказчика. Большинство авторов просто огревает человека с размаху бревном по голове. К сожалению (а может, все-таки, к счастью), – бревно у них надувное.

 

0 view 943
Оставить комментарии
X
отменить
оставить отзыв
Оцените статью: