
Это произведение Толстого не дописано, но за вступлением в повесть угадывается план большого эпического произведения. Почему так думается?
Потому что с первых же строк внимание читателя привлекается к образу женщины не совсем заурядной. Женщины, которая по доброй воле ушла в монастырь, оставив в миру восемь выросших детей и большое количество внуков.
Мария Александровна— так обозначена главная героиня — другу детства своему, он же выступает в роли рассказчика, оставляет наследие в «шесть старых сафьяновых тетрадей и четыре новых простых учебных тетради», исписанных ранними дневниковыми записями героини и более поздними теснившимися в душе муками о том, что вроде всё хорошо, да как-то всё не то…
Интересно было бы узнать начало и до конца историю Марии Александровны, но по интригующему вступлению читателю как-будто предоставляется возможность довообразить своё собственное продолжение…
Как складывались отношения этой женщины с детьми после смерти мужа? Как она делила оставшееся ей имение? Какие чувства она испытывала к учителю детей? И почему произведение озаглавленно «Мать»...
Вопросы, вопросы, вопросы...
Примечание:
Поскольку текст повести составлен из нескольких черновиков, написанных в разное время, в них, как это часто бывает в черновиках Толстого, герои носят разные имена и фамилии. Жених, а потом муж героини называется Петром Лутковским, затем Евграфом Лотухиным, а во «Вступлении» – Алексеем Николаевичем; сама героиня в автографе называется Варварой Николаевной, Варей, а во «Вступлении» – Марьей Александровной.