Вторая половина XIX века для классика стала переломным моментом в творчестве. Он много пишет так называемых народных рассказов. Небольшие по форме, эти произведения, источником которых часто становились народные легенды, предания, древние рассказы и повести, воплощали замысел «гиганта мысли» научить русских «мужиков» жить по евангельским заповедям.
Рассказ «Кающийся грешник» (1886 год) об осмыслении греха — тема, которая немало занимала ум классика в выстроенной им религиозно - нравственной системе заповедей. Важно, что для преодоления греха и покаяния, необходимо грех свой осознать.
В рассказе грешный всю свою жизнь человек пытается попасть в рай. Но у ворот его встречают служители Б-га: Петр, Царь Давид и Иоанн Богослов. Первым двум, воспретившим войти во врата, кающийся грешник припоминает их собственный грехи. И только воззвав к любви Иоанна, просящий получает прощение. Таким образом автор демонстрирует, что любовь неотделима от прощения, и любовь и есть Б-г.