
Л.Н. Толстой неоднократно обращался к творчеству Мопассана, которого очень ценил за обнаженное описание нравов.
Рассказ «Франсуаза», как и «Дорогого стоит», тоже является вольным пересказом «Le port» французского классика. Разумеется, преподносится все сугубо по-толстовски, с его нравственно-воспитательной подоплекой — «глубоко нравственно действующий» рассказ.
Брат, выбравший на ночь в трактире портового города женщину, с ужасом узнает, что она его сестра:
«Все они кому-нибудь да сестры. Вот и эта, сестра Франсуаза. Ха-ха-ха-ха!.. – зарыдал он рыданиями...»
Может ли быть убедительней что-либо для пересмотра внутренних ценностей, чем этот дикий вопль видавшего виды моряка?