Достоевский Федор

топ авторов
Достоевский Федор
посмотреть книги автора

Фёдор Михайлович Достоевский родился при Мариинской больнице для бедных (сюда впоследствии перенесли в 1936 году памятник писателю, созданный С. Д. Меркуровым).
Родился он 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве на улице Новая Божедомка (ныне: ул. Достоевского, д. 2) и был вторым сыном из восьми детей семейства. Наиболее тесную родственную и духовную связь Ф. М. Достоевский имел со старшим братом Михаилом.
По линии отца Фёдор Достоевский происходил из шляхетского рода Достоевских герба Радван, что вели своё начало с 1506 года. Они прошли легитимацию в российское дворянство после раздела Речи Посполитой. Однако генеалогией рода Достоевских начала заниматься вдова писателя лишь после его смерти. Дед писателя Достоевского Андрей Григорьевич Достоевский (1756 — около 1819) служил греко-католическим (униатским), позже — православным священником в селе Войтовцы близ Немирова (ныне Винницкая область Украины), по родословной — протоиерей города Брацлав Подольской губернии. Отец, Михаил Андреевич (1787—1839) служил лекарем в Бородинском пехотном полку, ординатором в Московском военном госпитале, лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (в больнице для неимущих, известной под названием Божедомки). Мать Ф. М. Достоевского, Мария Фёдоровна Нечаева (1800—1837), выросла в среде московских купцов. Отец Ф. М. Достоеввского, Михаил Андреевич, женился на Марии Фёдоровне 14 января 1820 года. Ф. М. Достоевский вспоминал, что его «отец и мать были люди небогатые и трудящиеся». Однако Достоевский получил прекрасное воспитание и образование. За это он всю свою жизнь был благодарен родителям. Читать его учила мать по книге «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Не случайно в романе «Братья Карамазовы» старец Зосима рассказывает, что по этой книге он в детстве учился читать. Большое впечатление на Достоевского в детстве произвела библейская Книга Иова. Оно было использовано при работе над романом «Подросток».


В 1831 году отец Достоевского приобрёл небольшое село Даровое, а в 1833 году и соседнюю деревню Черемошню (Чермашню), где в 1839 году умер от апоплексического удара, хотя родственники вспоминали (и по устным преданиям), он был убит своими крестьянами. С 1831 года Достоевские начали выезжать из Москвы на лето в своё имение. Фёдор Достоевский впервые приехал в Даровое в апреле 1832 года. По словам писателя, детство было самой лучшей порой в его жизни. Отец обучал старших братьев Михаила и Фёдора латыни, затем их домашнее обучение было продолжено учителем, который преподавал Достоевским французский язык, его сын давал братьям уроки математики, а другой сын обучал их словесности. С 1834 по 1837 год, Михаил и Фёдор Достоевские учились в престижном московском пансионе Л. И. Чермака.


Когда Достоевскому было 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Михаила и Фёдора, в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге, чтобы они подготовились к поступлению в Главное инженерное училище. Оба желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их обучении. В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни».


Учёба тяготила Фёдора Достоевского, который не испытывал никакого призвания к будущей службе. Всё своё свободное время он уделял чтению сочинений Гомера, Корнеля, Бальзака, Гюго, Гёте, Гофмана, Шиллера, Шекспира, Байрона, а из русских авторов Державина, Лермонтова, Гоголя, и знал наизусть почти все произведения Пушкина. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского, Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова, Панаева, Григоровича, Плещеева и даже самого Гоголя».


Молодой Достоевский по ночам осуществлял первые шаги в литературном творчестве. Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под его влиянием организовали литературный кружок, в который вошли И. И. Бережецкий, Н. И. Витковский, А. Н. Бекетов и Д. В. Григорович. После завершения обучения в 1843 году Фёдор Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но уже в начале лета следующего года подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика.


Ещё во время учёбы Фёдор Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году. В январе 1844 года Достоевский закончил драму «Жид Янкель». В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда», и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом «Бедные люди». Ему не удалось завершить ни один из двух переводов. Также Достоевский писал незаконченные в ту пору рассказы. В январе 1844 года Достоевский завершил первый перевод на русский язык романа «Евгения Гранде» Бальзака, опубликованный в журнале «Репертуар и пантеон» в 1844 году без указания имени переводчика. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди». С помощью Д. В. Григоровича рукопись посмотрели Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. Белинский поначалу высоко оценил это произведение. Достоевский был радушно принят в его кружок и стал знаменитым до публикации романа Н. А. Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе».


Однако следующее произведение «Двойник» осталось в то время непонятым. Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. М. Бахтин написал только спустя много лет. Кроме критика Белинского, положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Н. Майков. Хорошие отношения Фёдора Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом (после стычки с И. С. Тургеневым в конце 1846 года). Также Достоевский рассорился с редакцией «Современника» в лице Н. А. Некрасова и стал публиковаться в «Отечественных записках» А. А. Краевского.


Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг знакомств. Многие из них стали прототипами героев будущих произведений писателя, с кем-то из них стали друзьями на много лет (роднили близость идейных взглядов, литература и публицистика). В январе — феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Н. Майкова посещал литературный салон Н. А. Майкова, где познакомился с И. А. Гончаровым. В то же время Алексей Николаевич Бекетов (с ним Достоевский учился в Инженерном училище), познакомил писателя со своими братьями. В результате с начала 1846 года Достоевский вошёл в состав литературно-философского кружка братьев Бекетовых (Алексея, Андрея и Николая), в который входили поэт А. Н. Майков, критик В. Н. Майков, А. Н. Плещеев, друг и врач писателя С. Д. Яновский, Д. В. Григорович и др. Осенью того же года члены этого кружка устроили «ассоциацию» с общим хозяйством, которая просуществовала до февраля 1847 года. Здесь Достоевский нашёл истинных друзей.


Весной 1846 года А. Н. Плещеев познакомил Достоевского с почитателем Ш. Фурье М. В. Петрашевским. Однако Достоевский начал посещать устраиваемые им «пятницы» с конца января 1847 года. На них главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. Весной 1849 года Достоевский посещал литературно-музыкальный кружок С. Ф. Дурова. Осенью 1848 года он познакомился с называвшим себя коммунистом Н. А. Спешневым, вокруг которого вскоре собрались семеро наиболее радикальных петрашевцев. Достоевский стал членом этого общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России. В кружке С. Ф. Дурова Достоевский несколько раз читал запрещённое «Письмо Белинского Гоголю». Вскоре после публикации «Белых ночей» ранним утром 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован и провёл 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости. Однако следствию узнать о существовании семёрки Спешнева не удалось. Об этом стало известно спустя много лет из воспоминаний поэта А. Н. Майкова уже после смерти Достоевского. На допросах Достоевский предоставлял следствию минимум компрометирующей информации.
В начале своего литературного творчества молодой Достоевский скорее страдал от избытка замыслов и сюжетов, чем от отсутствия вдохновения. Их можно разделить на:


юмористический рассказ — «Роман в девяти письмах» (создан в 1845 году, издан в 1847 году);


физиологический очерк — фельетоны «Петербургской летописи» (1847);


рассказы — «Господин Прохарчин» (1846), «Ползунков» (1848), «Честный вор» (1848);


трагикомические рассказы — «Чужая жена» и «Ревнивый муж» опубликованы как два отдельных рассказа в 1848 году, а для издания первого двухтомного собрания сочинений 1860 года были объединены под названием «Чужая жена и муж под кроватью»;


святочный рассказ — «Ёлка и свадьба» (1848);


повести — «Хозяйка» (1847), «Слабое сердце» (1848), «Белые ночи» (1848);


романы — эпистолярный роман «Бедные люди» (1845); «Неточка Незванова» создавалась в 1848—1849 годах как роман воспитания, который не был закончен из-за ареста, впоследствии переделан в повесть, изданную в 1866 году.


Также Достоевский написал рассказ «Маленький герой» (1849). Лучшим произведением этого периода признан роман «Бедные люди».


Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников» за чтение и «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». До 13 ноября 1849 года Военно-судная комиссия приговорила Ф. М. Достоевского к лишению всех прав состояния и «смертной казни расстрелянием». 19 ноября смертный приговор Достоевскому был отменён по заключению генерал-аудиториата «ввиду несоответствия его вине осужденного» с осуждением к восьмилетнему сроку каторги. В конце ноября император Николай I при утверждении подготовленного генерал-аудиториатом приговора петрашевцам заменил срок четырёхлетним с последующей военной службой рядовым.


22 декабря 1849 года на Семёновском плацу петрашевцам был прочитан приговор о «смертной казни расстрелянием» с переломлением над головой шпаги, за чем последовала приостановка казни и помилование. При инсценировке казни о помиловании и назначении наказания в виде каторжных работ было объявлено в последний момент. Ощущения, которые Достоевский мог испытывать перед казнью, отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот». Вероятнее всего, политические взгляды писателя стали меняться ещё в Петропавловской крепости, в то время как его религиозные взгляды основывались на мировозрении православия.


Во время короткого пребывания в Тобольске с 9 по 20 января 1850 года на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов Ж. А. Муравьёва, П. Е. Анненкова и Н. Д. Фонвизина устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и через капитана Смолькова передали каждому Евангелие с незаметно вклеенными в переплёт деньгами (10 рублей). Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию.
Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома». Достоевскому потребовались годы для того, чтобы сломить враждебное отчуждение к себе как к дворянину, после чего арестанты стали принимать его за своего.

В 1850 году в польском журнале «Варшавская библиотека» были опубликованы отрывки из романа «Бедные люди» и положительный отзыв о нём. Ко времени пребывания писателя на каторге относится первая медицинская констатация его болезни как падучая (Epilepsia), что явствует из приложенного свидетельства лекаря к прошению Достоевского 1858 года об отставке на имя Александра II.
После освобождения Фёдор Достоевский около месяца провёл в Омске, где познакомился и подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом.


В конце февраля 1854 года Фёдора Достоевского отправили рядовым в 7-й Сибирский линейный батальон в Семипалатинск. Там же весной того же года у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, которая была замужем за местным чиновником, горьким пьяницей. Через некоторое время его перевели в Кузнецк, а 14 августа 1855 года Фёдор Достоевский получил письмо оттуда, что муж Марии после долгой болезни скончался.


Николай I умер 18 февраля 1855 года, и Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвящённое его вдове. В то ж время Достоевский был произведён в унтер-офицеры в связи с манифестом 27 марта 1855 года в ознаменование начала царствования Александра II. Фёдор Достоевский написал письмо своему давнему знакомому, герою Севастопольской обороны генерал-адъютанту Э. И. Тотлебену, с просьбой походатайствовать о нём перед императором. Это письмо доставил в Петербург друг писателя барон Александр Егорович Врангель, опубликовавший свои воспоминания после смерти Достоевского. Э. И. Тотлебен добился определённого помилования. В день коронации Александра II 26 августа 1856 года бывшим петрашевцам было объявлено прощение. Однако Александр II приказал установить за писателем тайный надзор до полного убеждения в его благонадёжности (который длился до середины 1870-х годов). Также 20 октября 1856 года Достоевского произвели в прапорщики.
6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке. Спустя неделю после венчания молодожёны отправились в Семипалатинск и на четыре дня остановились в Барнауле у П. П. Семёнова, где у Достоевского произошёл эпилептический припадок.


Помилование Достоевскому было объявлено по высочайшему указу 17 апреля 1857 года. Права дворянства возвращались как декабристам, так и всем петрашевцам. За период заключения и военной службы Достоевский превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Иисус Христос. Все три стихотворения Достоевского того времени («На европейские события в 1854 году», «На первое июля 1855 года», «На коронацию и заключение мира») не были напечатаны при жизни писателя. Первым опубликованным произведением Достоевского после каторги и ссылки был рассказ «Маленький герой» («Отечественные записки», 1857, № 8). В 1859 году прошла публикация повестей Достоевского «Дядюшкин сон» (в журнале «Русское слово») и «Село Степанчиково и его обитатели» (в журнале «Отечественные записки»).


30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покинул Семипалатинск. В конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Санкт-Петербург. Также Достоевский был освобождён от надзора полиции 9 июля 1875 года.


В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского. Прошла публикация «Записок из Мёртвого дома» (впервые полностью в журнале «Время», 1861—1862). Данное новаторское сочинение, точное определение жанра которого до сих пор не удаётся литературоведам, ошеломило читателей России. Для современников «Записки» оказались откровением. До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных. Этого было достаточно для того, чтобы писатель занял достойное место как в русской, так и в мировой литературе.


С начала 1861 года Фёдор Достоевский помогал брату Михаилу издавать собственный литературно-политический журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появились такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые» , «Записки из мёртвого дома», «Скверный анекдот» (1862), «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) и «Записки из подполья» (1864). Публицистическая деятельность Достоевского началась с сотрудничества в журналах «Время» и «Эпоха», а совместная работа с Н. Н. Страховым и А. А. Григорьевым способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества.


Летом 1862 года Достоевский предпринял первую поездку за границу. Он побывал в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии. Часть второй поездки по Европе летом 1863 года Достоевский провёл с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой («инфернальной женщиной» по словам писателя), с которой также встречался в 1865 году в Висбадене. Эта любовь Достоевского к А. П. Сусловой, их сложные отношения и привязанность писателя того времени к рулетке нашли отражение в романе «Игрок». Последний раз писатель играл в рулетку в Висбадене 16 апреля 1871 года, когда после проигрыша навсегда поборол в себе страсть к игре. Как результат поездки по странам Европы и размышлений об идеалах Великой французской революции — «Свободе, равенстве и братстве» Достоевский написал цикл из восьми философских очерков-эссе «Зимние заметки о летних впечатлениях». Писатель объявил себя «врагом буржуазного прогресса». Размышления писателя о буржуазной цивилизации в «Зимних заметках о летних впечатлениях» проблематику в «Записках из подполья».


«Записки из подполья» должны были стать частями большого романа «Исповедь», замысел которого зародился в 1862 году. Первая часть философской исповеди героя «Подполье» была написана в январе и феврале, а вторая («Повесть по поводу мокрого снега») — с марта по май 1864 года. Здесь Фёдор Достоевский выступил как новатор, наделив рассуждения «подпольного человека» большой силой убедительности. Эту «доказательность» унаследовали Раскольников, Ставрогин и братья Карамазовы в монологах последующих романов «великого пятикнижия». Столь необычный для современников прием стал основанием для ошибочного отождествления персонажа с автором. Рассуждения Достоевского направлены как против рационализма и оптимизма просветителей XVIII века (Руссо и Дидро), так и против сторонников различных лагерей общественно-политической борьбы начала 1860-х годов. «Подпольный человек» Достоевского обладает уверенностью, что «живая жизнь» не поддаётся расчёту по формуле «2 х 2 = 4». При этом ему, герою этих «Записок из подполья», ближе философские идеи Канта, Шопенгауэра и Штирнера о свободе воли — «своё собственное, вольное и свободное хотенье» превыше всего. При этом, к большому удивлению Достоевского, тезис о «потребности веры и Христа» не пропустила цензура. Многие мысли автора «Записок из подполья» получили развитие в последующих романах, начиная с «Преступления и наказания».


В 1864 году умирают жена и старший брат Достоевского. В данный период происходит разрушение социалистических иллюзий юности, формируется критическое восприятие писателем буржуазно-либеральных ценностей. Мысли Достоевского на этот счёт впоследствии найдут своё отражение в романах «великого пятикнижия» и «Дневнике писателя».
К наиболее значительным произведениям писателя относиится уникальный в русской и мировой литературе моножурнал философско-литературной публицистики «Дневник писателя» и так называемое «великое пятикнижие», состоящее из романов:


«Преступление и наказание» (1866),
«Идиот» (1868),
«Бесы» (1871—1872),
«Подросток» (1875),
«Братья Карамазовы» (1879—1880).


В феврале 1865 года издание «Эпохи» прекратилось. Взяв на себя долговые обязательства «Эпохи» и испытывая финансовые затруднения, Достоевский вынужден был согласиться на кабальные условия договора по публикации собрания сочинений с издателем Ф. Т. Стелловским, он начал работу над романом «Преступление и наказание». С 1865 по 1870 год Стелловский издавал полное по тем временам собрание сочинений Достоевского в 4 томах. Создание «Преступления и наказания» началось в августе 1865 года за границей. В письме Каткову того времени Достоевский описал содержание и главную идею повести. «Психологический отчет одного преступления» молодого человека, исключённого из университета студента, живущего в крайней бедности, который «по легкомыслию и по шатости в понятиях поддался некоторым странным, и „недоконченным“ идеям». «Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты», чтобы сделать счастливой свою мать и сестру. После он мог бы закончить университет, уехать за границу и «всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении „гуманного долга к человечеству“». «Тут-то и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божья правда, земной закон берет своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. Принуждён, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё, убили убеждения, даже без сопротивления. Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить своё дело».


О существовании основной философской идеи будущего «Преступления и наказания» свидетельствует запись в дневнике А. П. Сусловой от 17 сентября 1863 года: «<…> какой-нибудь Наполеон говорит: „Истребить весь город“». В письме семипалатинскому другу барону А. Е. Врангелю от 28 сентября 1865 года Достоевский писал: «А между тем повесть, которую я пишу теперь, будет, может быть, лучше всего, что я написал, если дадут мне время её окончить». В начале ноября после возвращения в Санкт-Петербург Достоевский продолжил работу над повестью, которая вскоре разрослась в роман. Сначала, в повести, рассказ излагался от первого лица. В романе же повествование велось от лица автора для придания достоверности описанию психологии и раскрытия напряжённой внутренней жизни главного персонажа. Новый, существенно переработанный и расширенный вариант романа «Преступление и наказание», опубликованный в журнале «Русский вестник» за 1866 год, создавался с декабря 1865 года по декабрь 1866 года.


Первые главы отсылались М. Н. Каткову прямо в набор консервативного журнала «Русский вестник», последующие печатались из номера в номер. До конца года Достоевский мог закончить роман. Однако, по жёстким условиям «драконовского контракта», под угрозой потери авторских прав и гонораров на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского Фёдор Достоевский должен был предоставить новый неопубликованный роман к 1 ноября 1866 года. Достоевский находился в ситуации цейтнота. Ведь написать новый роман в столь сжатые сроки было физически невозможно. Совершенно случайно на помощь пришёл друг писателя А. П. Милюков, который для ускорения процесса над созданием романа «Игрок» нашёл лучшую стенографистку Анну Григорьевну Сниткину.


Роман был создан за 26 дней. С 4 по 29 октября Анна Григорьевна записывала текст под диктовку на квартире писателя в доме И. М. Алонкина в Петербурге на углу Малой Мещанской и Столярного переулка. Там, а не в Баден-Бадене, о чём «свидетельствует» надпись под барельефом Достоевского «Здесь был написан роман „Игрок“». Вероятно, не случайно писателем было выбрано это место, ведь там происходили события, описанные в повести М. Ю. Лермонтова «Штосс», и «проживал» Родион Раскольников. Вскоре после передачи рукописи романа «Игрок» издателю, 8 ноября 1866 года, Достоевский сделал Анне Григорьевне предложение руки и сердца. 15 февраля 1867 года в Троицком соборе были повенчаны Фёдор Достоевский и Анна Григорьевна Сниткина. Роман «Преступление и наказание» был оплачен М. Н. Катковым очень хорошо, но чтобы эти деньги не отобрали кредиторы, писатель уехал за границу со своей новой женой. Поездка отражена в дневнике, начатый в 1867 году женой писателя Анной Григорьевной. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне.


За границей Достоевский написал роман «Идиот», работу над которым вел с сентября 1867 года по 17 (29) января 1869 год. Основную идею романа Достоевский изложил в письме из Женевы к А. Н. Майкову от 31 декабря 1867 (12 января 1868) года: «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из неё сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно». Считается, что «Идиот» — одно из самых сложных произведений Достоевского. Трагичность романа заключается в том, что «Князю-Христу» (Мышкину — любимому герою писателя) своим вмешательством в судьбы других персонажей никого не удаётся осчастливить, не удаётся победить враждебные силы, жертвой которых становится и он сам.


Следующей Достоевский задумал эпопею «Атеизм» (1869—1870), после именованное «Житие великого грешника». Затея не была осуществлена, но части замысла воплотились в 1870—1872 годах при подготовительной работе романа «Бесы», в 1874—1875 годах в написании романа «Подросток», и в 1878—1880 годах при создании романа «Братья Карамазовы». В августе 1869 года писатель начал повесть «Вечный муж», текст которой был отослан через три месяца для публикации в журнале «3аря». Осенью того же года Достоевский работал одновременно над другими неосуществлёнными замыслами, вошедшими впоследствии в роман «Бесы», в частности персонаж одного из них — Картузов — воплотился в образ Лебядкина.


В романе «Бесы» (1871—1872) отразилась ожесточённая полемика Достоевского с революционной Россией. Как с нечаевцами («детьми» — нигилистами поколения «бесов»), так и с либералами («отцами»), в определённой мере ответственными за начало террора. Согласно словам Достоевского из писем Н. Н. Страхову 9 (21) октября и 2 (14) декабря 1870 года замысел антинигилистического романа зародился в конце 1869 года. К самой работе над «Бесами» писатель приступил в январе 1870 года в Дрездене. Работа над романом значительно приостановилась летом, когда первый план стал занимать мощный образ Ставрогина, ставший ключевым героем «Бесов». Тогда замысел произведения был кардинально переработан, и политический памфлет соединился с романом-трагедией. Процесс создания «Бесов» стоил Достоевскому бoльшего труда, чем любое другое его произведение.


Спасаясь от кредиторов Достоевский был вынужден четыре года провести за границей. 8 июля 1871 года после четырёхлетнего пребывания в Европе Достоевский с семьёй вернулся в Санкт-Петербург. Вторая жена Анна Григорьевна обустроила жизнь писателя, взяв на себя руководство финансами семьи, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку. С 1872 года семья писателя проводила лето в городе Старая Русса Новгородской губернии. Для поправки здоровья Достоевский часто выезжал в Германию на курорт в Эмс.


В России писатель продолжил написание романа «Бесы», который был закончен в Петербурге во второй половине ноября 1872 года. Отрицательных отзывов о романе было больше, чем положительных.
«Дневник писателя» был опубликован на страницах еженедельного журнала «Гражданин» в 1873 году и в отдельном издании 1877 года. Склонность к публицистике Достоевский питал с первого периода творчества, когда в 1847 году были опубликованы его фельетоны «Петербургская летопись». Тяга писателя к освещению злободневных проблем воплощалась при издании журналов «Время» и «Эпоха». В первом январском номере журнала «Гражданин» за 1873 год, издававшегося В. П. Мещерским, появился раздел «Дневник писателя», в котором Достоевский отражал собственное отношение к актуальным событиям. Н. К. Михайловский назвал новую рубрику комментарием к роману «Бесы», публикация которого и работа Достоевского на посту редактора-издателя «Гражданина» дали повод критикам к обвинению писателя в реакционности и ретроградстве. Однако писатель решил покинуть пост и перейти к созданию романа «Подросток». Последний подписанный Достоевским как редактором номер «Гражданина» вышел 15 апреля 1874 года.


Новаторское по форме и содержанию издание одного автора состояло из серий фельетонов, очерков, литературной критики, полемических заметок на злобу дня, воспоминаний. В «Дневнике писателя» впервые публиковались ответы на письма читателей со всей России, были напечатаны небольшие художественные произведения: «Бобок» (1873), «Мальчик у Христа на ёлке» (1876), «Мужик Марей» (1876), «Столетняя» (1876), «Кроткая» (1876), «Сон смешного человека» (1877). В 1880 году вышел очерк о Пушкине. На страницах моножурнала в форме диалога велась полемика оппонентов: консервативной части обществаа («Русский мир», «Русский вестник»), либеральной («Вестник Европы») и революционно-демократической («Отечественные записки»). Поиск ответов на острые вопросы жизни России впоследствии был продолжен в самостоятельных выпусках «Дневника писателя», в романах «Подросток» и «Братья Карамазовы», в речи о Пушкине 1880 года. «Дневник писателя» пользовался большой популярностью, благодаря чему возросло влияние его автора на общественное мнение.


Свой четвёртый роман «великого пятикнижия» по просьбе Н. А. Некрасова Достоевский предоставил для публикации журналу «Отечественные записки», где он выходил на протяжении 1875 года. Наряду с персонажами «великого пятикнижия» заглавный герой «Подростка» является носителем идеи. На этом основании «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы» называют идеологическими романами. Герой романа, подросток 19 лет Аркадий Макарович Долгорукий, пытается воплотить «идею Ротшильда» — «цель не богатство материальное, а могущество». При этом главным в произведении Достоевский считал поиск Аркадием идеала. Наряду с темой «отцы и дети», отражённой в «Бесах», на первый план выходит тема воспитания Подростка. В конце «Записок» (своего рода покаянной исповеди) герой пишет о неузнаваемом изменении «идеи Ротшильда»: «Но эта новая жизнь, этот новый, открывшийся передо мною путь и есть моя же „идея“, та самая, что и прежде, но уже совершенно в ином виде, так что её уже и узнать нельзя».


В марте 1878 года Комитет общества литераторов Франции пригласил Фёдора Достоевского принять участие в Международном литературном конгрессе в Париже под председательством В. Гюго. Достоевский возглавлял представителей от России. Но из-за болезни и смерти сына Алексея 16 мая Достоевский не смог присутствовать на конгрессе, состоявшемся 30 мая (11 июня) 1878 года.


Зимой 1878 года воспитатель великих князей Сергея и Павла Александровичей Д. С. Арсеньев по просьбе императора Александра II познакомился с Фёдором Достоевским и весной пригласил писателя на обед к великим князьям. С Александром II Достоевский не был знаком лично, но трижды присутствовал на обедах с его сыновьями Сергеем и Павлом Александровичами. 21 марта и 24 апреля 1878 года на обедах у великих князей с Достоевским присутствовал К. Н. Бестужев-Рюмин. Третий обед с Достоевским состоялся 5 марта 1879 года, о чём великий князь К. К. Романов даже оставил запись в дневнике. 16 декабря 1880 года Достоевский был принят наследником и будущим императором Александром III в Аничковом дворце. В то же время Достоевский сблизился с консервативными журналистами, мыслителями и публицистами, переписывался с видным государственным деятелем К. П. Победоносцевым (с которым был знаком с 1872 года).

Весной 1878 года Достоевский посещал некоторые лекции Вл. С. Соловьёва «О Богочеловечестве». Размышления писателя, проблема соотношения природного и нравственного начал человеческой личности, затронутая в чтениях Вл. Соловьёва, будут отражены в «Братьях Карамазовых».
Итогом творческого и жизненного пути Достоевского стал последний роман «великого пятикнижия» «Братья Карамазовы». Его замысел возник весной 1878 года, но был связан с неосуществлёнными планами масштабных произведений «Атеизм» (1868—1869) и «Житие великого грешника» (1869—1870). Первые черновые заметки к роману «о детях» («Братья Карамазовы») появились после 12 апреля 1878 года и были озаглавлены «„Memento“».

Несколько дней в июне 1878 года Достоевский с Вл. Соловьёвым провёл в Оптиной пустыни. Встречи с иноками повлияли на создание образа старца Зосимы. Проведя лето 1878 года в Старой Руссе, Достоевский с семьёй вернулся в Петербург и 5 октября поселился в квартире дома 5/2 в Кузнечном переулке, где проживал до дня своей смерти 28 января 1881 года. Здесь же в 1880 году писатель закончил свой последний роман «Братья Карамазовы». Он печатался в журнале «Русский вестник» с февраля 1879 года (январский выпуск). В настоящее время в квартире расположен Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского.


8 июня 1880 года, немногим более чем за полгода до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь в Благородном собрании, посвящённую открытию памятника Пушкину в Москве.
Прижизненная слава писателя достигла своего апогея после выхода романа «Братья Карамазовы». Пушкинская речь знаменовала собой пик популярности Достоевского.


В начале января 1881 года, при встрече с Д. В. Григоровичем, Фёдор Достоевский высказал предчувствие, ч&