Общеизвестна увлеченность искусством и сентиментальная впечатлительность гения русской литературы Льва Николаевича Толстого. Тому есть много свидетельств и подтверждений. Как, например, повесть «Альберт», созданная под впечатлением истории ганнноверского уроженца, скрипача Георга Кизеветтера.
Не раскрученное сюжетно, но богатое на глубинные человеческие переживания прекрасного, это произведение хочется назвать гимном искусству и музыке, в частности.
Неподражаемо Толстой передает, как огромная, необъятная, разрушающая и возрождающая великая мощь музыки может жить в маленьком никчемном теле опустившегося талантливого человека, жалкого пропойцы.
Музыка Альберта поднимала, она же его и раздавила. Не случаен образ скрипки из стекла в финале повести: она - символ хрупкости красоты звуков, красоты мира, беззащитности человеческой души.
«Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке. Оно дается редким избранным и поднимает избранника на такую высоту, на которой голова кружится и трудно удержаться здравым. В искусстве, как во всякой борьбе, есть герои, отдавшиеся все своему служению и гибнувшие, не достигнув цели».
Так и «сгорел» Альберт, - страшным внутренним огнем одержимости скрипкой...